Программа кандидата на должность председателя СО РАН академика Игоря Бычкова (2022 год)

Бережно сохраняя все ранее созданное, ценя достигнутые результаты, направить организационную деятельность СО РАН на решение первоочередных вопросов развития страны в современных условиях, обеспечивая стратегическое развитие основных направлений научных исследований в институтах СО РАН и вузах.  На основе анализа Плана комплексного развития СО РАН и Программы «Академгородок 2.0» провести необходимые корректировки и, с учетом изменившихся реалий, предложить Программу развития СО РАН (срок реализации — 5 лет). Она должна опираться не только на Новосибирск, но и институты в регионах (они должны быть видны и понятны в ней). Программа должна объединять институты СО РАН, повышать их взаимодействие, обеспечивать выход на органы государственной власти, включать общие инфраструктурные проекты и т.п. Все преобразования в науке не должны проходить без обсуждения и оценки РАН. РАН, СО РАН необходимо активнее отстаивать свои интересы и интересы институтов при принятии важных государственных решений. Необходимо чтобы РАН, СО РАН  совместно с Минобрнауки России стали центрами по организации взаимодействия институтов и вузов с ОГВ и МСУ, государственными корпорациями и компаниями, бизнес структурами и т.д.

Одна из важнейших задач, которая стоит перед Академией — это изменение статуса РАН. Для повышения роли Академии и в стране, и в обществе необходимо, чтобы РАН либо имела статус государственной академии (с финансированием отдельной строкой в госбюджете), либо РАН необходимо делегировать дополнительные функции в рамках ФГБУ, которые должны быть определены Постановлением Правительства РФ. Одной из основных задач РАН должна стать организация и проведение (т.е. финансирование) крупных междисциплинарных комплексных проектов. На уровне Правительства РФ также должен быть решен вопрос об усилении взаимодействия РАН и институтов, это может быть реализовано через соучредительство институтов или через усиление научно-методического руководства институтами. В первом случае все  изменения вносятся в уставы институтов, во втором — необходимо подготовить, обсудить и утвердить на уровне Правительства РФ регламент научно-методического руководства институтами и вузами. Основные функции РАН, которые должны быть утверждены в этих документах — это передача в РАН функций формирования государственного задания, его экспертизы (планы, отчеты и принятие решений в соответствии с экспертной оценкой), в том числе по науке для вузов и ряда ведомственных институтов, участие РАН в оценке эффективности работы институтов и соответствия руководства институтов целям и задачам, поставленным перед институтами, оценка необходимости развития приборной базы, стационаров, клиник  институтов и т.п.

Необходимо внести изменения в нормативно-правовые документы, регламентирующие разработку стратегических программ развития страны, ее базовых отраслей, включив соответствующие положения об участии РАН, в том числе их экспертизу и научное сопровождение, при этом необходимо отслеживать и своевременно принимать меры по учету позиции РАН.

Одна из важнейших задач, стоящая перед РАН — это воссоздание региональной политики Академии.  Для усиления роли РАН в регионах на первом этапе рассмотреть вопрос о переводе региональных научных центров в РАН (там, где не создано ФИЦ, объединивших все институты), а после оценки эффективности их работы — восстановление полноценной сети региональных центров РАН. РАН должно активно участвовать в создании и реализации программ социально-экономического развития регионов, а также важнейших для региона отраслей промышленности. Для этого, необходимо участие представителей РАН, академических институтов в работе коллегиальных органов при главах регионов, законодательных органах власти. Для взаимодействия на уровне полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах РАН должна предложить создать координационно-научные советы при полпредах для помощи в выработке комплексных межрегиональных программ и стратегий развития федеральных округов. Рассмотреть возможность избрания вице-президента РАН по региональной политике по согласованию с Советом региональных отделений и центров РАН, с обсуждением и утверждением планов его работы и отчетов на заседаниях этого совета. Для Сибирского отделения РАН важная задача — дополнительная «настройка» взаимодействия с Академией наук Республики Саха (Якутия), в полной мере учитывая особенности и возможности академической науки в Республике Саха (Якутия). Должны быть актуализированы задачи совместных исследований, формы и методы взаимодействия, в том числе необходимо воссоздать совместные комплексные междисциплинарные проекты.

В настоящее время необходимо вносить изменения в систему рейтингования институтов. Очевидно, что нужна либо полная отмена, либо смена парадигмы — необходимо развивать институты, а не постепенно закрывать их, переводя во вторую и третью категории, одновременно ограничивая их в финансировании на приобретение приборов, средств на экспедиции, текущего и капитального ремонта и т.п. РАН (СО РАН) через свои комиссии (ОУС) должна активно участвовать в оценке научной деятельности институтов. Количественные показатели, как показывает сегодняшняя практика, не всегда оправдывают себя.

Для развития Сибирского отделения есть целый комплекс задач, которые можно решить только в тесном взаимодействии с РАН, УрО РАН и ДВО РАН. Среди них выделим несколько наиболее важных, требующих решения в ближайшее время:

  • провести анализ прошедших лет реформирования РАН, определить последствия для страны, выявить узкие проблемные места и предложить пути их устранения, развивая положительные тенденции, в том числе провести системный анализ результатов перестройки (перекройки) институтов РАН (организация в СО РАН ФИЦ, категорирование, оснащение приборной базы) и подготовить  предложения в Правительство РФ;
  • разработать Стратегию развития РАН (видение будущего (Форсайт) РАН) и согласовать её с Правительством РФ.
  • исключить необоснованные посягательства Минобрнауки России на объединение институтов и видов деятельности (бухгалтерия, планирование, инфраструктурные службы и т.п.);
  • обеспечить повышение рейтинга отечественных журналов до уровня их включения в международные базы цитирования, с обязательным изданием на русском и английском языках, предусмотреть соответствующее финансирование и материальное обеспечение;
  • инициировать передачу ВАК в РАН;
  • усилить работу с РНФ (учет мнения РАН при формировании ЭС, тематик конкурсов (в том числе региональных), анализ эффективности и т.п.);
  • проработать и заключить Соглашение с Российским центром научной информации;
  • определить статус научного сотрудника, включив в это определение инженеров-исследователей, руководителей подразделений, руководителей научных организаций при этом выступить инициатором доведения бюджетов институтов с расширенным определением статуса научного сотрудника (т.е. всех работающих в институтах) до оплаты 200% средней зарплаты по РФ за счет государственного финансирования — оплата труда научного сотрудника в регионах не должна отличаться от её уровня в центральной части России;
  • с целью сохранения интеллектуального потенциала в стране, его закрепления в НИУ и вузах (особенно в Сибири и на Дальнем Востоке) инициировать от лица РАН предложение для Правительства РФ о введении постоянной надбавки для лиц, работающих в НИУ и вузах и имеющих степень кандидата наук, доктора наук, а также звание профессора (ВАК) — 15%, 30% и 40% соответственно;   
  • инициировать от лица РАН индексацию «стипендии» членам РАН.

Сибирское отделение РАН совместно с директорами институтов должно наладить более тесное и конструктивное взаимодействие с  Министерством науки и высшего образования РФ для решения актуальных вопросов развития академической и вузовской науки, включая оснащение ЦКП и подразделений институтов современным оборудованием, расходными материалами и реактивами; поддержку клиник; организацию лизинга с/х техники; разработку регламента расчёта средств на ремонт и обслуживание  инженерной инфраструктуры, стационаров и зданий, исходя из типа строений, времени эксплуатации, технического состояния и т.п., финансирование этих мероприятий необходимо проводить за счет госбюджета, при этом считать неправомерным перекладывание таких финансовых затрат на внебюджетные средства подведомственных организаций; обеспечить сохранение имущественного комплекса, необходимого для развития академической и вузовской науки.

Большинство диссертационных советов, работающих в академических институтах и вузах Сибири в настоящее время находятся в стадии реорганизации, поэтому одна из актуальных задач для Сибирского отделения — это взаимодействие с  Высшей аттестационной комиссией при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации по вопросам дальнейшего функционирования сети  диссертационных советов в Сибири.

В настоящее время одна из актуальнейших задач для  РАН, да и для Сибирского отделения — это поддержание научной дипломатии с нашими коллегами учеными, работающими в других странах. Для эффективного взаимодействия с научными коллективами из-за рубежа с учетом современной ситуации Сибирское отделения РАН должно добиться выделения финансирования из РАН для организации как минимум трёх совместных конкурсов — с научными организациями Монголии, Китая и Индии.

Сибирское отделение РАН из внебюджетных средств, пока не решен вопрос о возможности использования госбюджета для финансирования научных исследований, должно возродить интеграционные программы СО РАН, вначале по 5-6 направлениям, определенным Президиумом СО РАН (включая приоритетные исследования по естественно-научным, медицинским, аграрным, социогуманитарным направлениям); организовать совместные интеграционные (крупные) проекты с ДВО и УрО РАН; разработать Программу «СО РАН — ДОНБАССУ» (наша Украина).

Для решения ранее поставленных задач необходимо провести и организационно-финансовые изменения в СО РАН, так Советы СО РАН должны получить финансирование не только на организацию  работ, но и на привлечение специалистов (институтов) для формирования новых междисциплинарных, комплексных проектов, экспертизу и т.п. Для развития сети Советов СО РАН предлагается сформировать новый междисциплинарный Научный Совет СО РАН по проблемам здоровья населения в Сибири. ОУСы СО РАН должны не только обеспечивать организацию работ по координации научных исследований и научно-методическому руководству, включая экспертизу государственных заданий, институтов соответствующего профиля, но и стать центрами обсуждения и генерации  работ по импортозамещению и взаимодействию с предприятиями реального сектора экономики, органами государственной власти и обществом. Активизировать работу с Советами молодых ученых, предложить войти представителям СМУ в составы ОУС’ов, Советов СО РАН; разработать модель привлечения и закрепления молодежи с её финансовым и материальным обеспечением, включая, рабочее место, минимальную инфраструктуру, обеспечение жильем, в том числе путем выделения земельных участков для МЖК молодым научным сотрудникам, при этом строительство дорог и инженерных сетей необходимо за счёт субъектов Федерации и т.п. Обсудить функциональные задачи и возможности создания Совета СО РАН, объединяющего профессоров РАН.

Многие из предложенных инициатив невозможно будет реализовать без повышения открытости бюджета СО РАН, включая постатейное обсуждение и утверждение расходов/доходов с выделением финансирования на организацию и проведение комплексных, междисциплинарных исследований, поддержку журналов и публикацию монографий, комплексных экспедиций и т.п.

Один из важнейших вопросов «внутренней» жизни РАН — это выборы в члены РАН. Необходимо возродить открытое обсуждение в ОУС’ах, на Президиуме СО РАН вопросов распределения вакансий по отделениям, активное участие председателя СО РАН в реализации принятых решений с Президентом РАН, академиками-секретарями отделений и непосредственно при проведении выборов в Москве.

Для реализации правовой поддержки членов РАН и директоров институтов предлагается в ближайшее время:

  • обеспечить работу правового отдела СО РАН на все академические институты (организация за счет средств СО РАН совместных семинаров по изменению законодательства (в первую очередь, в формате  on-line), создание полноценной юридической консультации, анализ нарушений, участие в процессуальной работе);
  • активизировать работу Специального отдела СО РАН по консультированию институтов по работе с гостайной и технологиями двойного назначения.

Для повышения информированности о научной, научно-организационной деятельности, о достижениях и проблемах академической науки необходимо активизировать работу средств массовой информации СО РАН в медийном пространстве, больше давать информацию по всем институтам и вузам региона, а не только про Новосибирск, для этого рассмотреть возможность создания региональной сети корпунктов на штатной и внештатной основе.

Заключение

Представленная программа — это мой взгляд, взгляд некоторых моих коллег и друзей о проблемах, задачах и путях их решения для развития академической науки в Сибирском отделении РАН на ближайшее время. Может что-то представлено более подробно, что-то менее, что-то не нашло отражение в данном тексте. Сибирское отделение РАН — это не только славная история и достойное настоящее, это основа для дальнейшего созидания, для новых прорывных открытий, для движения вперед. Вся моя научная и научно-организационная деятельность прошла в СО РАН и далее мои знания, мой опыт будут направлены на решение стоящих перед СО РАН задач. Вместе мы с вами сможем преодолеть все препятствия и сложности на нашем созидательном пути. Надеюсь на вашу поддержку.

Академик Бычков Игорь Вячеславович на портале СО РАН.