Программа кандидата на должность председателя СО РАН академика Игоря Бычкова

Бережно сохраняя все ранее созданное, ценя достигнутые результаты, направить организационную деятельность СО РАН на решение первоочередных вопросов развития страны в современных условиях, обеспечивая стратегическое развитие основных направлений научных исследований в институтах СО РАН и вузах.  На основе анализа Плана комплексного развития СО РАН и Программы «Академгородок 2.0» провести необходимые корректировки и, с учетом изменившихся реалий, предложить Программу развития СО РАН (срок реализации — 5 лет). Она должна опираться не только на Новосибирск, но и институты в регионах (они должны быть видны и понятны в ней). Программа должна объединять институты СО РАН, повышать их взаимодействие, обеспечивать выход на органы государственной власти, включать общие инфраструктурные проекты и т.п. Все преобразования в науке не должны проходить без обсуждения и оценки РАН. РАН, СО РАН необходимо активнее отстаивать свои интересы и интересы институтов при принятии важных государственных решений. Необходимо чтобы РАН, СО РАН  совместно с Минобрнауки России стали центрами по организации взаимодействия институтов и вузов с ОГВ и МСУ, государственными корпорациями и компаниями, бизнес структурами и т.д.

Одна из важнейших задач, которая стоит перед Академией — это изменение статуса РАН. Для повышения роли Академии и в стране, и в обществе необходимо, чтобы РАН либо имела статус государственной академии (с финансированием отдельной строкой в госбюджете), либо РАН необходимо делегировать дополнительные функции в рамках ФГБУ, которые должны быть определены Постановлением Правительства РФ. Одной из основных задач РАН должна стать организация и проведение (т.е. финансирование) крупных междисциплинарных комплексных проектов. На уровне Правительства РФ также должен быть решен вопрос об усилении взаимодействия РАН и институтов, это может быть реализовано через соучредительство институтов или через усиление научно-методического руководства институтами. В первом случае все  изменения вносятся в уставы институтов, во втором — необходимо подготовить, обсудить и утвердить на уровне Правительства РФ регламент научно-методического руководства институтами и вузами. Основные функции РАН, которые должны быть утверждены в этих документах — это передача в РАН функций формирования государственного задания, его экспертизы (планы, отчеты и принятие решений в соответствии с экспертной оценкой), в том числе по науке для вузов и ряда ведомственных институтов, участие РАН в оценке эффективности работы институтов и соответствия руководства институтов целям и задачам, поставленным перед институтами, оценка необходимости развития приборной базы, стационаров, клиник  институтов и т.п.

Необходимо внести изменения в нормативно-правовые документы, регламентирующие разработку стратегических программ развития страны, ее базовых отраслей, включив соответствующие положения об участии РАН, в том числе их экспертизу и научное сопровождение, при этом необходимо отслеживать и своевременно принимать меры по учету позиции РАН.

Одна из важнейших задач, стоящая перед РАН — это воссоздание региональной политики Академии.  Для усиления роли РАН в регионах на первом этапе рассмотреть вопрос о переводе региональных научных центров в РАН (там, где не создано ФИЦ, объединивших все институты), а после оценки эффективности их работы — восстановление полноценной сети региональных центров РАН. РАН должно активно участвовать в создании и реализации программ социально-экономического развития регионов, а также важнейших для региона отраслей промышленности. Для этого, необходимо участие представителей РАН, академических институтов в работе коллегиальных органов при главах регионов, законодательных органах власти. Для взаимодействия на уровне полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах РАН должна предложить создать координационно-научные советы при полпредах для помощи в выработке комплексных межрегиональных программ и стратегий развития федеральных округов. Рассмотреть возможность избрания вице-президента РАН по региональной политике по согласованию с Советом региональных отделений и центров РАН, с обсуждением и утверждением планов его работы и отчетов на заседаниях этого совета. Для Сибирского отделения РАН важная задача — дополнительная «настройка» взаимодействия с Академией наук Республики Саха (Якутия), в полной мере учитывая особенности и возможности академической науки в Республике Саха (Якутия). Должны быть актуализированы задачи совместных исследований, формы и методы взаимодействия, в том числе необходимо воссоздать совместные комплексные междисциплинарные проекты.

В настоящее время необходимо вносить изменения в систему рейтингования институтов. Очевидно, что нужна либо полная отмена, либо смена парадигмы — необходимо развивать институты, а не постепенно закрывать их, переводя во вторую и третью категории, одновременно ограничивая их в финансировании на приобретение приборов, средств на экспедиции, текущего и капитального ремонта и т.п. РАН (СО РАН) через свои комиссии (ОУС) должна активно участвовать в оценке научной деятельности институтов. Количественные показатели, как показывает сегодняшняя практика, не всегда оправдывают себя.

Для развития Сибирского отделения есть целый комплекс задач, которые можно решить только в тесном взаимодействии с РАН, УрО РАН и ДВО РАН. Среди них выделим несколько наиболее важных, требующих решения в ближайшее время:

  • провести анализ прошедших лет реформирования РАН, определить последствия для страны, выявить узкие проблемные места и предложить пути их устранения, развивая положительные тенденции, в том числе провести системный анализ результатов перестройки (перекройки) институтов РАН (организация в СО РАН ФИЦ, категорирование, оснащение приборной базы) и подготовить  предложения в Правительство РФ;
  • разработать Стратегию развития РАН (видение будущего (Форсайт) РАН) и согласовать её с Правительством РФ.
  • исключить необоснованные посягательства Минобрнауки России на объединение институтов и видов деятельности (бухгалтерия, планирование, инфраструктурные службы и т.п.);
  • обеспечить повышение рейтинга отечественных журналов до уровня их включения в международные базы цитирования, с обязательным изданием на русском и английском языках, предусмотреть соответствующее финансирование и материальное обеспечение;
  • инициировать передачу ВАК в РАН;
  • усилить работу с РНФ (учет мнения РАН при формировании ЭС, тематик конкурсов (в том числе региональных), анализ эффективности и т.п.);
  • проработать и заключить Соглашение с Российским центром научной информации;
  • определить статус научного сотрудника, включив в это определение инженеров-исследователей, руководителей подразделений, руководителей научных организаций при этом выступить инициатором доведения бюджетов институтов с расширенным определением статуса научного сотрудника (т.е. всех работающих в институтах) до оплаты 200% средней зарплаты по РФ за счет государственного финансирования — оплата труда научного сотрудника в регионах не должна отличаться от её уровня в центральной части России;
  • с целью сохранения интеллектуального потенциала в стране, его закрепления в НИУ и вузах (особенно в Сибири и на Дальнем Востоке) инициировать от лица РАН предложение для Правительства РФ о введении постоянной надбавки для лиц, работающих в НИУ и вузах и имеющих степень кандидата наук, доктора наук, а также звание профессора (ВАК) — 15%, 30% и 40% соответственно;   
  • инициировать от лица РАН индексацию «стипендии» членам РАН.

Сибирское отделение РАН совместно с директорами институтов должно наладить более тесное и конструктивное взаимодействие с  Министерством науки и высшего образования РФ для решения актуальных вопросов развития академической и вузовской науки, включая оснащение ЦКП и подразделений институтов современным оборудованием, расходными материалами и реактивами; поддержку клиник; организацию лизинга с/х техники; разработку регламента расчёта средств на ремонт и обслуживание  инженерной инфраструктуры, стационаров и зданий, исходя из типа строений, времени эксплуатации, технического состояния и т.п., финансирование этих мероприятий необходимо проводить за счет госбюджета, при этом считать неправомерным перекладывание таких финансовых затрат на внебюджетные средства подведомственных организаций; обеспечить сохранение имущественного комплекса, необходимого для развития академической и вузовской науки.

Большинство диссертационных советов, работающих в академических институтах и вузах Сибири в настоящее время находятся в стадии реорганизации, поэтому одна из актуальных задач для Сибирского отделения — это взаимодействие с  Высшей аттестационной комиссией при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации по вопросам дальнейшего функционирования сети  диссертационных советов в Сибири.

В настоящее время одна из актуальнейших задач для  РАН, да и для Сибирского отделения — это поддержание научной дипломатии с нашими коллегами учеными, работающими в других странах. Для эффективного взаимодействия с научными коллективами из-за рубежа с учетом современной ситуации Сибирское отделения РАН должно добиться выделения финансирования из РАН для организации как минимум трёх совместных конкурсов — с научными организациями Монголии, Китая и Индии.

Сибирское отделение РАН из внебюджетных средств, пока не решен вопрос о возможности использования госбюджета для финансирования научных исследований, должно возродить интеграционные программы СО РАН, вначале по 5-6 направлениям, определенным Президиумом СО РАН (включая приоритетные исследования по естественно-научным, медицинским, аграрным, социогуманитарным направлениям); организовать совместные интеграционные (крупные) проекты с ДВО и УрО РАН; разработать Программу «СО РАН — ДОНБАССУ» (наша Украина).

Для решения ранее поставленных задач необходимо провести и организационно-финансовые изменения в СО РАН, так Советы СО РАН должны получить финансирование не только на организацию  работ, но и на привлечение специалистов (институтов) для формирования новых междисциплинарных, комплексных проектов, экспертизу и т.п. Для развития сети Советов СО РАН предлагается сформировать новый междисциплинарный Научный Совет СО РАН по проблемам здоровья населения в Сибири. ОУСы СО РАН должны не только обеспечивать организацию работ по координации научных исследований и научно-методическому руководству, включая экспертизу государственных заданий, институтов соответствующего профиля, но и стать центрами обсуждения и генерации  работ по импортозамещению и взаимодействию с предприятиями реального сектора экономики, органами государственной власти и обществом. Активизировать работу с Советами молодых ученых, предложить войти представителям СМУ в составы ОУС’ов, Советов СО РАН; разработать модель привлечения и закрепления молодежи с её финансовым и материальным обеспечением, включая, рабочее место, минимальную инфраструктуру, обеспечение жильем, в том числе путем выделения земельных участков для МЖК молодым научным сотрудникам, при этом строительство дорог и инженерных сетей необходимо за счёт субъектов Федерации и т.п. Обсудить функциональные задачи и возможности создания Совета СО РАН, объединяющего профессоров РАН.

Многие из предложенных инициатив невозможно будет реализовать без повышения открытости бюджета СО РАН, включая постатейное обсуждение и утверждение расходов/доходов с выделением финансирования на организацию и проведение комплексных, междисциплинарных исследований, поддержку журналов и публикацию монографий, комплексных экспедиций и т.п.

Один из важнейших вопросов «внутренней» жизни РАН — это выборы в члены РАН. Необходимо возродить открытое обсуждение в ОУС’ах, на Президиуме СО РАН вопросов распределения вакансий по отделениям, активное участие председателя СО РАН в реализации принятых решений с Президентом РАН, академиками-секретарями отделений и непосредственно при проведении выборов в Москве.

Для реализации правовой поддержки членов РАН и директоров институтов предлагается в ближайшее время:

  • обеспечить работу правового отдела СО РАН на все академические институты (организация за счет средств СО РАН совместных семинаров по изменению законодательства (в первую очередь, в формате  on-line), создание полноценной юридической консультации, анализ нарушений, участие в процессуальной работе);
  • активизировать работу Специального отдела СО РАН по консультированию институтов по работе с гостайной и технологиями двойного назначения.

Для повышения информированности о научной, научно-организационной деятельности, о достижениях и проблемах академической науки необходимо активизировать работу средств массовой информации СО РАН в медийном пространстве, больше давать информацию по всем институтам и вузам региона, а не только про Новосибирск, для этого рассмотреть возможность создания региональной сети корпунктов на штатной и внештатной основе.

Заключение

Представленная программа — это мой взгляд, взгляд некоторых моих коллег и друзей о проблемах, задачах и путях их решения для развития академической науки в Сибирском отделении РАН на ближайшее время. Может что-то представлено более подробно, что-то менее, что-то не нашло отражение в данном тексте. Сибирское отделение РАН — это не только славная история и достойное настоящее, это основа для дальнейшего созидания, для новых прорывных открытий, для движения вперед. Вся моя научная и научно-организационная деятельность прошла в СО РАН и далее мои знания, мой опыт будут направлены на решение стоящих перед СО РАН задач. Вместе мы с вами сможем преодолеть все препятствия и сложности на нашем созидательном пути. Надеюсь на вашу поддержку.

Академик Бычков Игорь Вячеславович на портале СО РАН.