Новости
Дорогие друзья!
Мы отмечаем День знаний в удивительный, особенный год.
Это год 120-летия со дня рождения академика Михаила Алексеевича Лаврентьева — ученого, построившего эффективный симбиоз науки и образования по новаторской формуле. Его постулат «Нет ученых без учеников» на практике воплотился в систему обеспечения раннего входа в науку юных талантов, в слияние преподавания и исследований, где точка слияния — человек. Человек, ищущий знаний, и человек, несущий их. Лаврентьевское наследие живет сегодня не только в проверенной цепочке «олимпиада — физматшкола — университет — институт», но и в новых форматах. Во всех субъектах Сибирского макрорегиона, от Тюмени до Якутии, начали работу опорные школы РАН под патронажем ученых высшего уровня, стартуют интересные научные инициативы для школьников. Сибирское отделение РАН, например, реализует проект «КЛАССный ученый», в котором роль учителя-предметника играют молодые исследователи.
2020 год проходит под знаком противостояния новой пандемической угрозе. В этой ситуации главным ресурсом и надеждой человечества предсказуемо стала наука, а образование получило внезапный стимул к трансформации. Онлайн-обучение стало одной из важнейших форм. И пусть живой контакт учителя и ученика незаменим, пусть мы — будем надеяться — скоро все без исключения вернемся в классы и аудитории, новые образовательные технологии быстро расширили ареал своего применения.
«Школа составляет громадную силу, определяющую быт и судьбу народов и государства». Это написал Дмитрий Иванович Менделеев — гениальный ученый и просветитель. Один из основателей Томского университета, он широко понимал слово «школа» — как единую живую систему генерации и передачи знаний, объединяющую научную сферу, университеты и учебные классы. Вслед за Менделеевым и Лаврентьевым мы развиваем и надстраиваем этот организм, сращиваем его с практикой, с экономикой. В регионах Сибири создаются научно-образовательные центры (НОЦ) — консорциумы вузов, исследовательских институтов и высокотехнологичных компаний. Реализуемые План комплексного развития СО РАН и программа развития Новосибирского научного центра («Академгородок 2.0») имеют в своем фундаменте образование и просвещение, а на вершине — новейшие технологии, влияющие на наш образ жизни и картину мира вокруг нас. Стремление к вершинам науки — смысл и призвание как учителя, так и ученика.
С Днем знаний!
Председатель Сибирского отделения РАН
академик В.Н. Пармон
Главный ученый секретарь Сибирского отделения РАН
академик Д.М. Маркович