Программа кандидата на должность президента РАН академика Дмитрия Марковича
Введение. Почему я пошел на выборы
Я прошел путь, типичный для российского и, тем более, сибирского ученого. От школьника из заполярной глубинки через университет и аспирантуру, через один из крупнейших институтов Сибирского отделения РАН в новосибирском Академгородке — месте научной силы и широчайшей междисциплинарности. С одной стороны, я видел на этом пути самоотверженный и вдохновенный труд ученых, блестящие открытия, многочисленные реализованные проекты. С другой стороны, накапливался багаж окружавших меня проблем, которые я, как исследователь, не мог не систематизировать и анализировать.
Вместе со многими моими коллегами я не мог не задумываться над тем, «как нам обустроить» Академию наук и весь «сектор знаний» страны, какие ошибки необходимо исправлять и какие полезные нововведения реализовывать. Предложение выдвинуться в президенты РАН стало триггером, активизировавшим работу мысли в этом направлении и соответствующие обсуждения.
Я глубоко признателен президиуму Сибирского отделения РАН и более чем 100 членам Академии за выдвижение моей кандидатуры, которое я воспринимаю как высокое доверие и оценку моих возможностей.
Накопленный исследовательский и административный опыт, внутреннее понимание ситуации позволяют мне построить общую картину необходимых изменений — как во внутренней жизни Академии, так и в ее внешних взаимосвязях и функциях.
Тем более что я получил более 200 откликов на первый вариант моей программы, многие из которых содержали конкретные предложения. С благодарностью учел при подготовке итоговой версии многие советы и рекомендации членов РАН и не входящих в нее российских ученых.
Я уверен в том, что с помощью сильной двухуровневой (руководство + аппарат) управленческой команды РАН при активном участии большинства членов Академии мы сможем осуществить задуманное.
Что именно — изложено в первой, второй и заключительной частях настоящей Программы.
Мои приоритеты
1. Российская академия наук должна стать по-настоящему встроенным в государственную систему центром формирования научно-технологической политики и национальной стратегии развития.
2. Академии следует быть равноприближенной ко всем субъектам сферы исследований, высшего образования, инноваций и высоких технологий. Необходимо помогать развитию науки во всех ее формах и типах организаций.
3. Со всеми уровнями и ветвями государственной власти должна быть налажена системная работа — от Президента и председателя правительства РФ до министерств и региональных администраций.
4. Требуется усилить роль отделений и проблемно ориентированных советов РАН для реализации функций опережающего прогнозирования и экспертизы крупных национальных стратегий, программ, инициатив.
5. РАН необходимо предпринимать планомерные действия по устранению дисбалансов в пространственном развитии науки в стране: от размещения научно-технологической инфраструктуры до справедливой оплаты труда ученых.
6. Академия должна разработать, принять и последовательно реализовывать молодежную политику — от продолжения институционализации профессоров РАН и совершенствования системы выборов в члены РАН с целью оптимизации возрастного состава, до решения назревших вопросов организации аспирантуры; улучшать механизмы повышения квалификации и аттестации.
7. Необходимо совершенствовать систему правовой защиты и социальной поддержки членов Академии и ученых.