Часть первая. Позиционирование РАН

Программа кандидата на должность президента РАН академика Дмитрия Марковича

Российская академия наук — не над всеми, а для всех

Исторически наша Академия во все времена являлась главной научной организацией страны. Но главная — не руководящая всеми и вся, а равноприближенная ко всем и полезная всем.

Поэтому идею преобразования РАН в «ГКНТ 2.0» я не поддерживаю сразу по нескольким причинам. Даже если абстрагироваться от того, что экономика России уже не является единым «народно-хозяйственным комплексом», Академия — не жесткая управленческая вертикаль, а, по словам Аристотеля, «единство непохожих». Академический стиль работы и жизни — это дискуссии, плюрализм мнений и позиций. Академия — около 2 000 выдающихся ученых, занимающих ответственные посты вне РАН, что у многих также сочетается с активной общественной и даже политической деятельностью. Но в то же время, это научная элита страны, уникальное собрание авторитетов и компетенций по всем отраслям знания.

Соответственно, Академия наук не в состоянии заместить собой всю структуру управления научно-технологическим комплексом РФ, но должна занять в этой структуре более ответственные позиции. РАН одновременно является и ключевым субъектом научно-образовательной политики, и мощным институтом развития. Оба эти качества следует укреплять и связывать: как между собой, так и с другими элементами научно-технологического и образовательного ландшафта России.

РАН — ключевой субъект научной политики

Понятие ключевого субъекта предполагает:

А) Способность формулировать такую политику на основе понимания как трендов развития мировой науки, так и возможностей России, отстаивать ее целесообразность во всех властных структурах, координировать ее проведение;

Б) Выступать инициатором процесса и вырабатывать общенациональные приоритеты в открытой дискуссии с учетом целей государства, задач экономики, запросов общества и логики науки.

РАН как институт развития

Академия — институт развития (прежде всего фундаментальной науки), ведущий разноплановую исследовательскую, экспертно-аналитическую, прогностическую, образовательную, международную и пропагандистскую деятельность.

РАН как институт развития должна, наконец, излечиться от «фантомных болей» дореформенной поры и перестать считать своим единственным ресурсом и зоной ответственности академические институты, подведомственные трём академиям до реформы. Академия по определению обязана быть равноприближенной ко всем — активно сотрудничать с вузовской, отраслевой и корпоративной наукой, государственными и корпоративными научными центрами. Высшая школа экономики и МГУ, Сколково и «Сириус», Курчатовский институт и вирусологический «Вектор», тем более научные фонды и общества — не конкуренты, а партнеры Российской академии наук. Разные целеполагания, компетенции, возможности этих субъектов и РАН при достаточно активном и глубоком взаимодействии не могут не породить синергических эффектов.

«В развитии российской науки и технологий никто никому не соперник, надо менять мышление на государственном уровне».

Статус РАН: права, обязанности, ответственность

РАН должна добиваться возвращения статуса государственной академии наук, дающего дополнительные права, обязанности и ответственность.

Права:

  • Вносить предложения о создании и изменении законов.
  • Выступать учредителем/соучредителем новых междисциплинарных научных центров, в том числе крупных ЦКП, установок мегасайнс и т.д.
  • Инициировать масштабные комплексные проекты развития: КНТП, ИНТЦ, федеральные наукоемкие территории и т.п.
  • Проводить экспертизу не только всех без исключения крупных научных, научно-технологических и научно-образовательных проектов, но и всех межгосударственных, государственных, макрорегиональных и региональных концепций и стратегий развития, программ и проектов.
  • Участвовать в лице президента РАН в работе правительства в качестве полноправного члена кабинета министров, аналогичную позицию занимать в Государственном совете и Совете безопасности РФ.
  • Управлять переданным РАН государственным имуществом, в т.ч. возвращенными научными музеями, коллекциями, экспозициями, библиотеками, архивами и домами ученых.
  • Делегировать свои права региональным отделениям, представительствам и филиалам.

Обязанности:

  • Выступать полновесным участником разработки научно-технологической политики РФ.
  • Выполнять набор специфичных функций: как определенных действующим законодательством, так и расширенных (см. Часть вторую).
  • Информировать органы государственной власти РФ об угрозах и рисках для государства, его институтов и граждан.
  • Выступать от лица Российской Федерации в международных научных советах, экспертных органах и других научных коллаборациях, требующих коллективного участия/членства.

Ответственность:

  • За соблюдение принципов открытости, компетентности и общественного блага при формировании научно-технологической политики и национальных приоритетов.
  • За эффективность научной политики РФ согласно определенным в ней же критериям и индикаторам.
  • За эффективность собственной деятельности как института развития.
  • За квалификацию кадров Академии, как высшего экспертного органа, а также управляющего состава научных и образовательных организаций.

РАН как единое «окно в науку» для индустриальных партнеров

Большие корпорации на высококонкурентных рынках с долгосрочными стратегиями нуждаются в качественной науке, все задачи невозможно решить внутренними R&D-структурами. Корпорации работают как с научными институтами и вузами, так и непосредственно с РАН и его отделениями, выступающими в качестве интегратора, организатора или навигатора.

Функция «окна в науку» для индустриальных партнеров открывает для РАН возможность привлечения серьезных внебюджетных ресурсов. Это, в свою очередь, требует внедрения практик корпоративного управления внутри Академии и взаимодействия с бизнесом по его правилам и форматам.

Взаимодействие РАН с субъектами научной и научно-технологической деятельности

Государственные научные учреждения — это не только институты и ФИЦ, находящиеся под научно-методическим руководством РАН и ее отделений. Это крупные национальные исследовательские центры правительственного либо ведомственного подчинения: такие как НИЦ «Курчатовский институт», в Сибири — НИМЦ им. академика Е.Н. Мешалкина Минздрава РФ. Наш опыт многолетнего сотрудничества институтов с такими центрами показывает его продуктивность. Научно-методическое руководство через тематические отделения и академические ученые советы — далеко не единственные форматы взаимодействия. По моему мнению, недостаточно используются такие коммуникации, как вхождение членов Академии в научные советы государственных исследовательских учреждений, подготовка ими совместных мероприятий и публикаций, а также прямые соглашения и контракты по определенным тематикам.

Отдельным вопросом хочу выделить взаимодействие с субъектами аграрной и медицинской науки как важнейшую составляющую деятельности РАН. В настоящее время абсолютно необходимо укрепление взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, в первую очередь с Минобрнауки, Министерством сельского хозяйства и Министерством здравоохранения Российской Федерации по вопросам:

— Формирования федеральных программ, в т.ч. направленных на импортозамещение в аграрной и медицинской сферах. Привлечение в эти программы компетенций в областях биологии (особенно биоинформатики и генетики), химии, физики, механики и материаловедения и др.
— Формирование федеральных программ поддержки и развития исследовательских клиник при НИИ медицинского профиля в подведомстве Минобрнауки.
— Аналогично — в целях сохранения опытных и экспериментальных хозяйств, стационаров и длительных полевых опытов с возможным принятием особого охранного статуса, а также института государственного сортоиспытания.
— Формирование госпрограмм по поддержке и развитию аграрного машиностроения и медицинского приборостроения.
— Создание условий для повышения имиджа ученого в научных организациях медицинского и аграрного профиля и, как следствие, увеличение притока в аспирантуру.

РАН и образовательная система России

Академия должна реализовать в полной мере данное ей федеральным законом право осуществлять научно-методическое руководство организациями высшего образования вне зависимости от их ведомственной принадлежности. Помимо выполняемой сейчас экспертизы выполнения госзадания на НИР, это участие в формировании программ развития, мониторинг всей научно-образовательной сферы в ВУЗах, включая анализ образовательных программ. Я считаю, что следует взять за неписанное и почетное правило: академику быть членом наблюдательного (ученого и т.п.) совета университета — сам состою в совете Тюменского университета.

Важнейшее образовательное звено, которое, безусловно, должно находиться в сфере внимания и ответственности РАН — научная аспирантура. От ее эффективности напрямую зависит качество российской науки на долгие десятилетия вперед. Я считаю, что аспирантура — штучная работа, которая должна обязательно завершаться получением нового значимого научного результата, представленного в диссертации и публикациях по ее теме. Аспирантуру, независимо от принадлежности (вузовская или институтская), следует переводить на грантовую основу, которая имеет перед массовой «образовательной услугой» ряд неоспоримых преимуществ. РАН следует также поддерживать целевую аспирантуру, когда высокотехнологичные компании направляют своих перспективных специалистов на повышение квалификации в университет либо исследовательский институт.

Замечательный проект «базовых школ РАН» — это только начало. Необходимо расширять и интенсифицировать эту инициативу, а также, безусловно, активнее содействовать успешной работе существующих физико-математических и других специализированных школ при университетах. Кроме того, школьные общеобразовательные программы должны находиться в сфере внимания РАН при ее активном сотрудничестве с Минпросвещения.

Роль РАН в обеспечении обороноспособности и внутренней безопасности страны и ее граждан

Президент РАН должен по должности стать членом Совета безопасности РФ, ответственным за ориентированность гражданской науки страны на интересы национальной безопасности и за прогнозирование угроз и рисков.

РАН следует готовить для Совбеза закрытые доклады по вероятным угрозам: геополитическим, природным, антропогенным, с рекомендациями по их преодолению.

Одной из важнейших задач Академии наук становится инициирование и поддержка фундаментальных (шестой раздел ПФНИ) и, тем более, поисковых и прикладных работ, нацеленных на оборону и безопасность, а также исследований двойного назначения.

Необходимо в части оценки результативности научных организаций выровнять ситуацию с открытыми и закрытыми работами. Для этого разработать критерии оценки закрытых работ и их учитывать так же, как при оценке открытых.

РАН должна постоянно контактировать по конкретным проблемам и текущим вопросам с Министерством обороны РФ и другими силовыми структурами, с Академией военных наук, с профильными вузами.

РАН необходимо инициировать приведение к единообразию нормативной базы различной направленности и принадлежности, чтобы исключить несостыковки и «белые пятна» в вопросах сохранения государственной тайны. Создать согласованную с силовыми ведомствами экспертную комиссию, рассматривающую проблемные ситуации на доследственной стадии.

Гуманитарные взаимодействия РАН

Согласен с представителями гуманитарных наук в том, что особенность текущего момента выражается в трансформации существующих концепций бытия и развития экономики и общества. Новые задачи для гуманитарных наук могли бы, помимо прочего, включать следующие направления:

— Развитие исследований по проблематике изменения человека, его идентичности, сознания, мышления, социальных качеств, что неизбежно происходит в связи с внедрением «умных» технологий в повседневную жизнь. Необходимо предусмотреть не только проведение междисциплинарных социально-гуманитарных исследований проблематики идентичности человека, но и фактически формирование института гуманитарной экспертизы, посвященной оценке влияния «умных» технологий на человека.
— Развитие фундаментальных и прикладных гуманитарных междисциплинарных исследований по методологии науки, подготовке исследователей, повышению квалификации ученых и преподавателей всех ступеней.
— Целевые разработки, связанные с оценкой развития человеческого капитала страны и регионов по проблематике, связанной с капитализацией человеческих ресурсов.
— Привлечение в гуманитарные исследования методик и инструментариев других научных сфер (физики, химии, информатики и др.).
— Укрепление института просветительства, использование разнообразных форматов, связанных с просвещением и образованием (открытые дискуссии, лектории, клубы и др.).

РАН в глобальном научном ландшафте

Наука по определению интернациональна. В ситуации информационной и научно-технологической блокады возрастает ценность каждого сохраненного контакта в сфере исследований на любом уровне, от государственной академии до отдельного ученого. РАН как научная институция должна поддерживать постоянную связь со всеми своими иностранными членами и по мере возможностей вовлекать их в свои инициативы и мероприятия.

«Жечь мосты недальновидно, тем более что мировое научное сообщество, несмотря на напряженную международную обстановку, до последнего старается сохранить свои контакты с нашей страной».

Возрастает роль международных межакадемических ассоциаций — таких как МААН и Ассоциация государственных академий стран ШОС. РАН следует приложить усилия к созданию аналогичной структуры в рамках БРИКС с учетом возрастающей значимости и влиятельности этого альянса.

Межакадемический Совет (МАС) по проблемам развития Союзного государства (СГ) нацелен на то, чтобы ученые и технологи России и Беларуси могли сотрудничать так, как если бы они жили в едином государстве. Видимо, для РАН настало время от своего лица предложить руководству двух стран концепцию переформатирования самого СГ, чтобы снять барьеры.

Вынужденный «поворот на Восток (Юго-Восток)» при определенной активности и избирательности сторон может стать благотворным фактором для российской науки. В рамках РАН следует организовать массовый мониторинг и перевод научных публикаций не только на английском, но также на основных европейских языках, китайском, японском и корейском.

Часть вторая. Предложения по устройству и развитию РАН