Новости
А.Козлов: Геологическое изучение недр предполагает три этапа. Первый – это региональный, поисковый и оценочный.
До 1 сентября государство выступало монополистом на первом этапе региональной геологоразведки – это там, где определяются перспективные площади. Она всегда была нашей прерогативой. Частные компании не хотели ей заниматься из-за высоких рисков по вложению капитала. Однако интерес у компаний появился, и мы пошли им навстречу.
Закон мы приняли, и с 1 сентября 2024 г. частные компании имеют право заниматься региональным изучением недр. <>
Но, безусловно, основная нагрузка всё равно остаётся у государства.
Сейчас на региональной геологоразведке в поле работает 64 партии, их ведут три наших ведомственных учреждения: это ВНИИОкеангеологии, Институт минералогии, геохимии и кристаллохимии редких элементов и Всероссийский научно-исследовательский геологический институт. Ещё порядка 150 партий Росгеологии занимаются поисковыми и оценочными изучениями недр в Якутии, Мурманской области, немного на Кавказе и на Урале. И конечно, поисково-оценочными этапами занимаются частные компании, у них свои геологические партии. Но всё же этих работ мало, и мало не потому, что нечего искать, а потому, что на геологоразведку нужно увеличивать финансирование, чтобы наращивать поисковый задел на будущее.<>
Крупные и легкооткрываемые месторождения почти исчерпаны. Геологи вынуждены продвигаться всё дальше в Арктическую зону и труднодоступные регионы Дальнего Востока и Сибири. Потенциал там есть: только 35 процентов дальневосточных и 45 процентов сибирских территорий геологически изучены.
Мы подготовили программу по кратному увеличению геологоразведки на Дальнем Востоке и в Сибири.
Они включают 329 перспективных участков, где мы предлагаем вести геологоразведку, причём треть из них – это дефицитное сырьё. Например, вольфрамовые руды в Якутии, уран – в Бурятии, медно-порфировые объекты – в Магадане и Хабаровском крае. Традиционное сырьё тоже не забываем: золото, алмазы, уголь, медь, железные руды – всё останется.
Мы предлагаем погрузить дальневосточную и сибирскую программы в проект «Геология. Возрождение легенды».